Исследование гербов, правил их построения и графического искусства называется геральдикой. Но если говорить точнее, то геральдика в главном своём значении – это практика создания и использования различительных знаков. Гербов в первую очередь.
Не исследуя прошлый опыт нельзя найти качественных современных решений. Геральдика определяет, что есть герб, каким он может быть. И тут может быть герб не только государственный или фамильный, но и городской, земельный, личный или корпоративный. Геральдика предлагает оптимальные решения. Интересным является тот факт, что значения символов геральдика не только не объясняет, но, напротив, категорически их отрицает, борется за исключительную чистоту герба от всяких толкований.
История создания гербов уходит в воинскую атрибутику Западной и Центральной Европы X-XII вв. Гербы как таковые родились в XII столетии. Тогда получили широкое распространение гербы рыцарские и купеческие. Стоит отметить, что традиция разработки гербов с легко опознаваемыми фигурами, определенными цветами, характерными композиционными правилами возникла в боевой нужде: отличать своих от чужих. Позднее стали появляться семейные гербы из-за потребности в самоидентификации князей, семьи и знати. Изначально более двух веков все гербы были личными.
Города или участки земли, принадлежащие феодалу, также идентифицировались его определенной символикой. Традиция впоследствии перешла и к духовным лицам, а королевский герб стал гербом целого государства. Превращение герба владетеля в герб соответствующего государства – явление распространённое, но не всеобщее и не чисто механическое.
Можно считать гербы действенным средством локальной идентификации того или иного региона. В Средневековой Европе у городов существовали обычаи создания собственных гербов. Городские гербы возникают с XIII века. И по сей день они являются знаками городов. Они сосуществуют вместе наравне с туристическими логотипами городов и даже целых стран, выполняя при этом разные функции. Городские бренды, выраженные визуально в новых знаках или логотипах, не повлияли на уменьшение случаев использования гербов. Новомодные логотипы городов выполняют функции, остававшиеся вакантными и не занятые гербами: прежде всего функцию привлечения туристов, привлечения внимания общественности, инвестиций и использования в рекламе. Сфера же, традиционно занимаемая гербами (официальная, властная и имущественная в первую очередь), как гербами занималась, так ими и занята. Хотя на мой взгляд хорошо прорисованный герб мог бы справляться и с функциями городского логотипа.
Так, например, в некоторых скандинавских странах с государственными гербами работают ведущие дизайн-студии и делают новые версии, перерабатывая их в более современной манере. Создание новых версий оказывается не революцией, а обогащением существующей визуальной идентификации государственных институтов власти. Примером тому может служить Городской герб Копенгагена – один из древнейших в стране. Впервые он встречается на печати, которая датируется 1254-м годом. На гербе изображены три башни средневекового города. В 1995-м году герб столицы был графически перерисован и упрощен, что позволяет его использовать по сей день в качестве современного знака города.
Отрадно, что геральдика не стоит на месте и предполагает широкую вариативность графической интерпретации самих гербов. И это не противоречит законам геральдики. Главное, чтобы графическое изображение герба имело определенное количество атрибутов, соответствующее его словесному описанию. Графическая интерпретация может быть достаточно вариативна, что позволяет нам иметь в окружающей нас среде обилие как профессионально сделанных, так и не очень, примеров изобразительной формы государственной власти. Очень хочется, чтобы профессиональных было все-таки больше.
Иван Куликов.
Статья опубликована на сайте Санкт-Петербургского Союза дизайнеров. 19.07.2016