Современный дизайн считается отличительной национальной чертой датчан. Многие произведения датского дизайна, в особенности дизайна мебели, стали архетипами или иконами дизайна 20-го века.
Однако, можно усомниться в существовании некоего специфического датского дизайна. Разумеется, есть дизайн, происходящий из Дании, созданный руками датчан, датских дизайнеров или компаний. Но есть сторонники точки зрения, предлагающей не говорить более о дизайне отдельно взятой страны. Вкратце их мнение таково, что практически весь дизайн, выполненный в течение последних 50-70 лет, относится к интернациональному стилю. Поскольку почти все компании представляют свою продукцию на мировом рынке, они не могут позволить себе национальную принадлежность дизайна. А результатом интернационального мировоззрения большинства дизайнеров и дизайнерских школ является отсутствие необходимости культивировать национальный дизайн. Тем не менее, многие, как датчане, так и иностранцы, считают, что в датском дизайне есть нечто особенное. Существует нечто, создающее впечатление, будто предмет или здание или жилое помещение несет характерные датские черты. Большинству непросто выделить конкретные черты предмета или окружающей среды, которые позволяют сказать: «Именно это заставляет выглядеть его по-датски». У многих такое ощущение возникает во время путешествий за пределы страны. Тогда появляется неосознанное понимание нахождения за пределами дома. Причиной может служить изменение в ландшафте или другие дорожные указатели. Но даже в городах, где не видно окрестностей и не так уж много дорожных знаков, разница в культуре дизайна ощущается вполне отчетливо. Если вы окажетесь в гостях или в учреждении за рубежом, то почувствуете заметную разницу в способе обустройства пространства. Иногда совершить открытие помогает нечто вполне банальное, например, розетка. Разумеется, в последние годы расширяется космополитизм. Сейчас едва ли не на каждом углу МакДоналдс, почти в любой стране есть ИКЕЯ. Но по-прежнему остается нечто, что продолжает носить наименование датского дизайна в этой стране. Ландшафт, климат, природа в целом среди прочих факторов играют немалую роль в воздействии на людей и вносят свой вклад в архитектуру и дизайн.
Природа
С древних времен датчане весьма изобретательно относились к материалу, имевшемуся у них под рукой. В датских землях никогда не встречалось драгоценных минералов. Климат едва ли бывал таким, чтобы на крестьянских полях появлялись урожаи. Чтобы свести концы с концами приходилось много работать. Датчане быстро научились созидательности, стараясь получить все из ничего. Дерево — материал, который ассоциируется с датским дизайном в первую очередь. Датские мебельные дизайнеры совершенно не ограничивают себя древесными породами. Так, в 1960-х годах брендом датского дизайна стала мебель из тикового дерева. Именно деятельность краснодеревщиков и дизайнеров в первой половине 20-го века стала основой для опознаваемости датского дизайна, приведшей к его международному признанию после Второй Мировой войны. Хорошим примером гармоничного художественного стиля, уникального плотницкого мастерства и современного простого дизайна стало созданное Хансом Вегнером в 1949-м году «Круглое кресло».
Первые четыре кресла были сделаны из дуба с плетеным тростниковым сиденьем для ежегодной выставки гильдии Краснодеревщиков в 1949-м году. Кресло экспортировалось в США и было помещено на обложку ведущего журнала по дизайну, получив простое наименование «Кресло». Кульминацией истории кресла стало его использование для последних крупнейших теледебатов между кандидатами в президенты Джоном Ф. Кеннеди и Ричардом Никсоном в 1960-м году. «Кресло» стало символом золотого века датского дизайна.
Пейзаж
Пейзаж определенно вносит вклад в формирование датского сознания. Люди культивировали земли, и многое, что мы считаем природным, является рукотворным, пусть и созданным много поколений назад. Сельское хозяйство повсеместно оставило след на датском пейзаже. Едва ли в королевстве существует кусок земли, который не был тем или иным образом изменен. Сегодня почти невозможно сказать, как выглядела страна тысячу лет назад. Интересно то, что в Дании по традиции основные дороги вьются между холмов и огибают болота и ложбины. Тогда не приходится перемещать огромное количество грунта, а кроме того в итоге дорога получается более разнообразной, и менее вероятно, что водитель заснет за рулем во время длинного перегона.
Ветер и дождь
Разумеется, климат Дании определяется ее северным положением. Датчане уделяют огромное внимание своему дому. Иностранцы, некоторое время прожившие в Дании, считают самой характерной для датчан идею уюта. Это подчеркивается тем, как обставляется и, особенно, освещается дом. В домах множество источников света, которые дополняются свечами и топящимся дровами камином. Предпочтение оказывается непрямому и теплому освещению, в противовес холодному флуоресцентному. Вопрос не только в том, чтобы было светло, освещение должно быть приятным. Это дело обустройства дома, в которой можно повернуться спиной к холоду и темноте и наслаждаться уютом. Одним из пионеров электрического освещения стал Поль Хеннингсен. В 1920-х гг. он был молодым человеком, архитектором-самоучкой, и интересовался новыми лампами накаливания, которые постепенно замещали свечи, масляные и газовые лампы.
Поль Хеннингсен разработал тип светильника с системой теней, который позволял свету быть ярким, но не ослеплять глаз, поскольку лампочку не было видно ни под каким углом зрения. Свет шел в том направлении, в котором было необходимо. Кроме того, эти лампы изнутри были окрашены в красный и синий цвет, чтобы противодействовать желтизне света лампы накаливания. Датский уют получил новый источник света, который подходил к жилым помещениям и способу организации пространства. Cегодня этот роскошный светильник и его модификации являются тем, c чем ассоциируется Дания. Это классический пример функционального, передового дизайна, который остается актуальным и по сей день.
Традиции
В прошлом датские архитекторы и дизайнеры нередко принимали на вооружение заявление ученого Исаака Ньютона «Если я смог увидеть дальше, чем остальные, то оттого, что стоял на плечах гигантов». Под этим он подразумевал, что не нужно изобретать колесо всякий раз, когда начинается новый проект. И сегодня характерной чертой датского дизайна является преемственность и связь с традициями и культурой прошлых поколений. Можно учиться у своих предшественников, независимо от того, были они датчанами или иностранцами. Однако молодых дизайнеров отличает высокая степень интернационализации. Но и этот факт, мне кажется, вносит свой вклад в развитие и внесение разнообразия в особую среду датского дизайна.
Адаптация
Датские государственные железные дороги, DSB, наверное, самые «датские» из всего, что можно вообразить в этой стране. С 1971-го по 1992-й годы главой дизайнерского отдела этого огромного и тяжеловесного государственного учреждения был Иенс Нильсен. Он начал систематизировать методы и дизайн DSB.
Для вдохновения он посетил Англию, поскольку Британские железные дороги в 1960-х годах были первой железнодорожной компанией Европы, создавшей так называемое руководство по дизайну. Это руководство было инструментом для сотрудников, которое указывало, как должна выглядеть компания и как она должна сообщаться с внешним миром. Cегодня его можно было бы назвать, как бренд-бук. Руководство рассматривает такие предметы, как логотип, типографский шрифт, цвета, используемые на знаках, товарах, упаковках и многое другое. В некоторых случаях такая брошюра предписывает, что говорить, отвечая по телефону. В случае с Британскими железными дорогами весь облик компании был весьма тщательно продуман. Все это внимательно изучал в Англии Иенс Нильсен, так что впоследствии даже перевел книгу о корпоративном дизайне Британских железных дорог и опубликовал ее в Датском центре дизайна.
Во многих отношениях DSB решили следовать своим английским коллегам, например, для знаков и печатных изданий был выбран тот же типографский шрифт, а именно «гельветика». Этот современный в то время шрифт указывал на суть организации DSB: динамичность и серьезность, ее поезда ходят точно по расписанию. Гельветика часто использовалась, начиная с 1970-х гг. В конце 1990-х годов после использования гельветики в течении 25 лет DSB решили избрать собственный шрифт. Он получил уместное наименование «Виа» и был разработан компанией графического дизайна «Контрапункт» в сотрудничестве с молодыми дизайнерами-типографами из e-тайп. Знаковая и цветовая система DSB также претерпела изменения, так что выразительные и характерные буквы стали изображаться белым цветом на глубоком темно-синем фоне. Новый шрифт оказался очень красив. Он был разработан на основе старого гротеска, созданного датским архитектором Кнудом Энгельхартом в начале 20-ого века для "верстовых столбов" в Дании.
Иностранное влияние на дизайн в Дании очевидно. Однако умелая адаптация положительного дизайнерского опыта других стран дает свои плоды на своей культивированной почве. Сегодня дизайну в Дании уделяется больше внимания, чем когда-либо прежде, и современная концепция дизайна расширилась до пределов, немыслимых для дизайнеров прежних поколений. Это развитие происходило вместе с изменениями во всем мире, сопровождаясь новой экономикой, новыми технологиями, новыми требованиями и новыми возможностями. Природа, культура, традиции и инновации, наследственность и гуманизм определяют Датский дизайн сегодня. Вероятнее всего, что будущее дизайна этой крошечной страны будет также связано с этими понятиями и завтра.
Иван Куликов.
По материалам конференции «Стиль» в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров